Бытует мнение, что экскаваторная техника (название образовано от латинского слова "excavo", что означает "выдалбливаю") - сравнительно недавнее изобретение. Ведь это раньше, ещё каких-то сто и даже менее лет назад профессия землекопа считалась одной из самых распространённых строительных специальностей, а теперь ручной труд без механизации просто немыслим. Но это достаточно распространённое заблуждение. Предшественников современных экскаваторов можно найти и в достаточно давнем прошлом. Во времена Древнего Египта и Древнего Рима их архаичные прообразы люди использовали для углубления русел рек и каналов.
На долгие годы и века это средство механизации, можно считать, было предано забвению. И лишь в эпоху Возрождения к идее землеройной машины вернулись. Наиболее совершенной для своего времени и оказавшей существенное влияние на разработки инженеров более позднего времени была конструкция небезызвестного Леонардо да Винчи. Землеройные машины его авторства нашли применение при прокладке каналов в Миланской долине. Позже развитие экскаваторной техники получило во Франции и в Америке. В Новом Свете она активно применялась при прокладке железных дорог. Патент на паровую механическую лопату, как тогда именовали экскаватор, был оформлен в 30-х годах XIXвека на имя механика Уильяма Смита Отиса. Однако приоритет в изобретении паровой землечерпальной машины принадлежит россиянам: несколько ранее американцев её изготовили на Ижорском заводе под руководством А.А. Бетанкура. Первый же многоковшовый экскаватор - разработки французского изобретателя М. Кувре (1860) - нашёл применение в ходе строительства Суэцкого канала. Примерно век нас отделяет от буквально прорыва в развитии техники: в начале XX столетия последовательно появились электрические, полноповоротные на гусеничном ходу с двигателями внутреннего сгорания, с дизельным двигателем. Несколько позднее - в эксплуатацию сдан первый полноповоротный экскаватор средней мощности для открытых горных работ, который передвигался по рельсам.
Серийное производство экскаваторов в дореволюционной России началось в 1901 году на Путиловском заводе; в СССР - возобновлено в 1931 году, а уже в послевоенный период, с 1947 года, начато массовое производство карьерных экскаваторов.
С течением времени появляются всё новые и новые технические идеи, находящие воплощение в материале, и с развитием машиностроения на линейку готовности выходят всё новые и новые образцы.